Как мы ходили в горы

В этом году я впервые в жизни побывал в горном походе в Карпатах. Организовал этот поход Игорь Стефурак, известный в украинском твиттере как @druh_opryshok, за что ему огромное спасибо. Он взял на себя такие вещи, как разработку маршрута и меню, распределение участников похода по палаткам и т.п.

Дорога туда

Для большей части участников поход начался 9 июля, когда мы сели в поезд № 457 (Киев-Рахов). Я оказался в купе с тремя мужиками, которые довольно быстро напились до чёртиков, после чего двое из них решили, что третий хочет их ограбить и зарезать, выпихали его из купе и закрыли дверь. Когда пришёл проводник и открыл дверь в купе своим ключом, эти двое заорали: «Да вы тут все одна банда, мы выходим!» — после чего быстренько собрали свои шмотки и исчезли (в этот момент поезд как раз остановился в Тернополе). Третий мужик вышел на следующей станции, так что остаток пути я ехал в одиночестве и тишине.

День первый

Наш поход начался в селе Квасы, знаменитом своими источниками с газированной минеральной водой. Водичка действительно отличная. Ещё там есть санаторий, который в своё время строился для космонавтов, а сейчас открыт для всех желающих.

Kvasy, view from above

Набрав воды в фляги, мы вышли из села в направлении полонины Браилка, где собирались заночевать.

A very patriotic paintjob

Дошли туда достаточно быстро и без приключений, разбили палаточный лагерь и занялись своими делами: набрали дров, развели огонь, приготовили еду. Кто-то пошёл собирать чернику (в Карпатах её просто море), кто-то играл во фрисби.

Wild blueberries

Bogdan and Roman playing with a flying disk

В тот же день на наш лагерь напал бык, который успел порвать пару палаток. К счастью, его отогнал пастух. В целом же стоять палаточным лагерем рядом с пасущимся стадом — сомнительное удовольствие.

Standoff

День второй

Ночью было очень холодно, поэтому утром из палаток все вылезали замёрзшие и недовольные.

Our tent camp in the Brailka meadow near Bliznica mountain

Я проснулся в 5 утра и понял, что больше не могу спать, поэтому застал рассвет над горами.

Carpathians at dawn

Позавтракав фантастически вкусной овсянкой с сухофруктами, мы собрались и пошли дальше.

Начали с того, что забрались на гору Близница и отдохнули на её вершине. Звучит просто, но на самом деле это было сложно.

Untitled

Resting at the top of Velyka Bliznica (Bogdan and Elena)

Resting at the top of Velyka Bliznica (Roman and Ihor)

Вид оттуда открывается отличный.

Scenic view from the top of Velyka Bliznica

Спустившись с Близницы, мы обошли Большой Котёл и поднялись на Геришаску.

Velyky Kotel ("Great Pot") mountain

At the top of Gerishaska mountain (1762m)

Спустившись с Геришаски, мы поднялись на Трояску и оттуда спустились к озеру Апшинец, где и стояли два дня.

Это озеро оказалось очень популярным туристическим местом. За то время, что мы пробыли там, мы видели три группы пеших туристов и две группы местных. Причём если туристы, по моим наблюдениям, относятся к Карпатам очень бережно, то у местных очень потребительское отношение к природе: приехали на джипах, спилили бензопилой две ёлки, джипами оттащили их к месту своей стоянки (разворотив при этом берег ручья)...

День третий

Весь третий день мы провели возле озера Апшинец. Изначально планировалось, что желающие оставят в лагере рюкзаки и налегке поднимутся на Темпу, но потом, здраво оценив свои силы, мы решили отказаться от этого начинания. Так что день прошёл очень здорово: мы расслаблялись, гуляли по окрестностям, кое-кто даже купался в озере (хотя вода была холодной, порядка 10 градусов). Ближе к вечеру сходили разведать наполовину заброшенную дорогу на Чёрную Тису, которая оказалась гораздо более живописной и интересной, чем основная дорога, по которой обычно все ходят.

Glacial erratics at sunset

Sheep, goats and glacial erratics

Untitled

Glacial erratics covered with lichen

Sedge (Carex) and wild thyme (Thymus serpyllum) growing on top of a glacial stone

День четвёртый

На четвёртый день мы собрались и выдвинулись из лагеря в направлении села Чёрная Тиса. Накануне один местный дядечка заверил нас в том, что до него очень близко: «Подниметесь тут на гору, а там уже ровная дорога, километров шесть-восемь». К сожалению, нам не повезло с погодой: постоянно шёл дождь, так что дорога местами размокла и стала условно проходимой.

Untitled

К тому же выяснилось, что местный дядечка нас немного надурил с расстоянием. Мы прошли где-то 8 км и действительно дошли до Чёрной Тисы... только не до села, а до одноимённой реки, откуда до села надо было топать ещё 8 км. К счастью, дальше дорога уже была более-менее ровной.

Вообще же в течение четвёртого дня мы в основном спускались. Раньше я думал, что подниматься в горы тяжело, а спускаться — легко. На деле оказалось, что подниматься в горы действительно тяжело с точки зрения общей нагрузки на организм и сердечно-сосудистую систему, но спускаться с гор очень тяжело из-за большой нагрузки на суставы и мышцы ног.

Chorna Tysa river near the eponymous village

Chorna Tysa

До Чёрной Тисы мы дошли усталые и промокшие и решили сразу двигать поближе к цивилизации — в Ясиня. Дошли до автостанции (она же — местный гендель), где один из мужиков предложил за 250 гривен довезти нас до центра Ясиней на «шишиге» (ГАЗ-66). Это была весёлая поездка:

Denys, Pavel, Natalia and Elena

Roman, Tanya and Olexandr

Anatoly and Bogdan

В Ясинях мы поселились на турбазе «Эдельвейс». Это, конечно, очень совдеповское место, зато с горячим душем и по цене 95 гривен в сутки с человека.

Дорога обратно

Из Ясиней до Ивано-Франковска один раз в сутки ходит дизель с двумя плацкартными вагонами.

ж/д платформа в Ясинях

Дорога занимает почти три часа, так что мы веселились как могли :-)

Natalia and Denys

Anatoly

В Ивано-Франковске у нас было буквально два часа. Мы потратили их на то, чтобы поужинать в отличном ресторане FABBRICA. Обратно в Киев я ехал в СВ, так что обошлось без происшествий.

Карта маршрута

Карта нашего пешего маршрута выглядит так:

Сначала мы шли по одному из самых популярных туристических маршрутов, а от озера Апшинец (Трояска) двигались вдоль рек Апшинец и Чёрная Тиса.

Какие гаджеты я брал с собой

А никакие! Ну, конечно, если не считать телефона (iPhone 5S) и камеры (Nikon 1 V1) с двумя объективами. Для крепления камеры на лямку рюкзака я использовал удобную клипсу Peak Design Capture. Для питания смартфона я взял сразу две внешние мобильные батареи ёмкостью 10400 и 6400 мА-ч, но, как показала практика, вполне мог бы обойтись и одной.

Больше фотографий

Все фотографии из похода (сделанные мной) смотрите в отдельном альбоме на Flickr.

Final words

Это было круто! Я получил от похода огромное удовольствие. Спасибо Игорю, что собрал нас всех, и остальным участникам похода. Вы крутые и я очень рад знакомству с вами. Надеюсь, это будет только началом традиции ходить вместе в горы каждое лето. ♦

Если вам понравился этот текст, не забудьте подписаться на обновления моего блога.